Ассоциация и Деловая Россия провели круглый стол в целях защиты оценочного сообщества

С 01 июля 2015 г. вступила в силу поправка в ч.5 ст. 8 Закона об оценочной деятельности, обязывающая оценщиков раскрывать информацию о всех выполненных отчетах в рамках обязательной оценки.

Раскрытие информации осуществляется на сайте Единого федерального реестра сведений о деятельности юридических лиц, оператором которого является ЗАО «Интерфакс».

Стоимость размещения одного сообщения об отчете об оценке составляет 712,96 руб. Счет на оплату выставляется на оценщика, который вынужден будет платить за публикацию из собственной заработной платы. Экспертная оценка годового объема такой платы превышает 1,5 млрд. рублей.

Если изначально эта норма закона вводилась для целей повышения информационной открытости процедуры оценки государственного имущества, например при его приватизации, то ее текущая реализация со стороны ЗАО «Интерфакс», по мнению оценочного сообщества, преследует явно иные цели: банальный сбор денежных средств, а вопросы информационной открытости оценки государственного имущества отошли на второй план, встав на одну планку с вопросами раскрытия частной информации о стоимости имущества разводящихся супругов.

Оценочное сообщество, с 2012 г. последовательно выступающее за установление максимальной прозрачности при оценки государственного и муниципального имущества, крайне возмущено сложившейся ситуацией: интересы всей отрасли и государства поставлены в прямую зависимость от желаний и аппетитов одной конкретной коммерческой структуры – ЗАО «Интерфакс» при полном попустительстве отраслевого регулятора – Минэкономразвития России.

Именно для целей выработки рабочего механизма раскрытия информации об оценке государственного и муниципального имущества в интересах государства и общества и в целях осуществления общественного контроля за реализацией  поручений Президента России Владимира Путина в части совершенствование механизма проведения продажи государственного и муниципального имущества, распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении прогнозного плана приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы президент Ассоциации Елена Петровская выступила инициатором проведения круглого стола на тему «Обеспечение прозрачности сделок с государственной собственностью» в рамках работы отраслевого отделения по оценочной деятельности «Деловой России».

В мероприятии приняли участие аудитор Счетной палаты Российской Федерации М.С. Рохмистров, депутат Государственной Думы И.Е. Костунов, главный советник департамента контроля в финансово-бюджетной сфере Контрольного управления Президента Российской Федерации И.Е. Ощепков, член рабочей группы «Честная и эффективная экономика» Общероссийского народного фронта А.Л. Даутов, генеральный директор Общероссийского отраслевого объединения работодателей профессиональных оценщиков М.А. Власова, руководитель единых федеральных реестров ЗАО «Интерфакс» А.В. Юхнин, а также представители саморегулируемых организаций оценщиков и оценочных компаний.

Интересы Ассоциации представляли президент Елена Петровская, члены правления Ирина ШевцоваВласов Никита,исполнительный директор Игорь Исупов, а также Игорь Зык и Екатерина Каюрова.

«Итоги круглого стола однозначно показали, что представители органов государственной власти поддерживают инициативу оценочного сообщества о публикации отчетов об оценке государственного имущества и разделяют наши опасения о коммерциализации этого процесса, - говорит Елена Петровская, - позиция представителя Счетной палаты Максима Рохмистрова и Государственной Думы Ильи Костунова подтверждает, что они видят острую необходимость в раскрытии такой информации на специализированных электронных ресурсах вроде сайта для размещения информации о проведении торгов. Представители Общероссийского народного фронта также выступают за публичную процедуру продажи государственного и муниципального имущества с максимальным раскрытием информации о самом объекте для любых заинтересованных в его приобретении лиц. Мы видим частичный выход в использовании уже применяемой Росимуществом на своем сайте системы раскрытия информации о приватизируемом имуществе. Т.е. сегодня наши интересы и позиции по этим вопросам практически идентичны – информация должна быть публичной. Общество должно понимать, каким образом была сформирована первоначальная стоимость, что именно подлежало оценке, как были оценены конкретные активы государственных предприятий. Опубликование отчетов об оценке крайне важно для развития института общественного контроля. Нам важно объединить наши усилия и помочь государству и оценочному сообществу наладить эффективное взаимодействие в вопросе оценки государственной собственности и раскрытия информации о ее стоимости. Для Ассоциации сейчас это первоочередная задача. У нас есть полгода до момента первых платных публикаций, чтобы изменить сложившуюся ситуацию. Мы открыты к диалогу, и готовы к любому конструктивному сотрудничеству в интересах нашей отрасли».

В свою очередь Ирина Шевцова в своем выступлении озвучила позицию о бессмысленности и неэффективности придуманной  ЗАО «Интерфакс» системы сбора данных из отчетов: «Что представляет собой этот Единый Федреестр? Законодательно его формат и содержание никем не утверждены и фактически отданы на откуп исполнителю.  В поисках такого провайдера-исполнителя  Минэкомразвития России провело странный тендер, результаты которого так и не были опубликованы. Сегодня оценщик должен забросить всю свою работу и высылать ЗАО «Интерфакс» данные из отчетов, да еще и на коммерческой основе, платя за это деньги. Нам очевидно, что это сизифов труд. Оценщик обязан разместить в Единый федреестр не итоговую рыночную информацию о сделке с конкретным объектом оценки, а лишь данные о проведенной им оценке этого объекта на дату определения стоимости. Но мы же понимаем, что,  во-первых, такие данные корректны только в отношении конкретной даты – даты оценки. А, во-вторых, они не раскрывают факторы, влияющие на стоимость объекта. Сегодня они одни, завтра – другие, послезавтра третьи. Получается кладбище неактуальных резюме отчетов об оценке, мегабайты мертвой информации,  которая ровным счетом ничего не скажет об объекте государственной собственности, кроме его стоимости, определенной в соответствии со статус-кво на конкретную дату.  Где здесь эффективное и прозрачное управление госимуществом?»

Исполнительный директор Игорь Исупов в свою очередь отметил пассивную роль Минэкономразвития России в вопросе взаимодействия с оценочным сообществом: «Отсутствие сегодня в этом зале представителя Минэкономразвития России – это показатель отношения министерства к оценщикам и их проблемам. Изначально, когда принимались поправки в Закон об оценочной деятельности, содержание статьи 8 этого закона было совершенно иным. В Агентстве стратегических инициатив в 2013 году была разработана отраслевая «дорожная карта», утвержденная правительством России, и в ней много пунктов были посвящены вопросам информационной открытости. Так вот, изначально в ДК содержалась формулировка об обязательности опубликования отчетов об оценке по сделкам с госимуществом. Но на каком этапе в недрах Минэкономразвития появились поправки в пользу ЗАО «Интерфакс» нам непонятно. Но мы видим, что произошла явная подмена в целях и содержании принятой в итоговом виде поправки. Сама эта поправка была принята еще летом 2014 года, но даже по состоянию на 01 июня 2015 года – дату ее вступления в силу Минэкономразвития так и не смог разработать приказ о порядке включения информации в этот реестр, хотя необходимость такого приказа прямо предусмотрена статьей 8 Закона об оценке».

Игорь Зык – представитель НП СРО «СИБИРЬ», входящего в Ассоциацию, обратил внимание участников круглого стола на незаконность предъявляемых к оценщикам требований: «Разработанный ЗАО «Интерфакс» регламент в случае введения платы в отношении физических лиц противоречит действующему законодательству. Оператор не вправе взимать плату, не предусмотренную действующим законодательством и подзаконными актами Минэкономразвития. Посмотрите сами - последним абзацем статьи 8 Закона об оценке не предусмотрено платы за размещение платы оценщиками - физическими лицами.  Часть 6, 8 статьи 7.1. Закона о государственной регистрации юридических лиц от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ предусматривает возможность взимание платы исключительно с юридических лиц. Таким образом, на сегодняшний день отсутствует нормативное регулирование, позволяющее взимать плату с оценщиков за размещение сведений  в государственном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. 

В рамках круглого стола Общероссийским отраслевым объединением работодателей профессиональных оценщиковбыли представлены результаты исследования на основе опроса 238 оценщиков и руководителей оценочных компаний. Результаты показывают, что в среднем в месяц выполняется 2275 отчетов в рамках обязательной оценки, из которых 966 отчетов касаются определения стоимости государственного имущества, а 1309 отчетов выполняются в случаях возникновения споров о стоимости объектов оценки. Если ретранслировать эти данные на всю оценочную отрасль, то в год оценщиками составляется 2 000 000 отчетов в рамках обязательной оценки. Это означает, что в пользу ЗАО «Интерфакс» оценщики вынуждены будут заплатить суммы в размере 1 426 000 000 рублей.

Поскольку бремя оплаты лежит непосредственно на оценщике, который работает по трудовому договору,  то работодатель вынужден будет также понести дополнительные издержки в части соразмерного увеличения заработной платы. Так, чтобы оценщик смог оплатить публикацию сведений на портале ЗАО «Интрефакс» работодатель оценщика должен будет понести дополнительные затраты в размере 1050 рублей (713 руб. стоимость размещения + 93 руб. НДФЛ + 243 руб. взносов в фонды).

«Но не все так печально, - говорит Никита Власов, член правления Ассоциации, - У нас есть время до декабря, чтобы полностью изменить ситуацию. Мы уже провели большую работу и проанализировали нормы действующего законодательства. Чтобы создать эффективный механизм раскрытия информации об отчетах об оценке и процессе формирования стоимости государственного и муниципального имущества нам необходимо заставить работать вместе уже действующие сегодня нормативно-правовые акты. Мы уже подготовили проекты документов, направленные на уточнение норм ряда законодательных актов, и приказов Минэкономразвития России, призванных реализовать предлагаемые нами поправки».

Никита Власов в ходе своего выступления представил участникам круглого стола концепцию предлагаемых поправок: «Есть три закона – закон об оценке, закон о приватизации государственного имущества и закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Они тесно связаны между собой, т.к. каждый из них предусматривает раскрытие информации конкретными лицами о своей деятельности и устанавливает конкретные перечни этой информации. Так, в законе о государственной регистрации установлены общие требования к порядку ведения федерального реестра сведений о деятельности юридических лиц. В законе об оценке установлена общая обязанность по раскрытию сведений об отчетах об оценке, а в законе о приватизации государственного имущества установлен закрытый перечень раскрываемой Росимуществом информации о приватизируемых активах. Мы предлагаем, во-первых, закрепить в этих законах обязанность по раскрытию информации правообладателем имущества, а не оценщиком, а во-вторых, использовать уже наработанный в рамках исполнения указанных выше законов положительный опыт в смежных областях для реализации механизма раскрытия информации. На том же самом едином федеральном портале сведений о деятельности юридических лиц хорошо реализована система раскрытия отчетов в рамках процедуры банкротства. Странно, что в отношении иных отчетов об оценке были избран другой подход».

По итогам проведения круглого стола Ассоциация готовит обращение в адрес Минэкономразвития России и ЗАО «Интерфакс» о мерах по регламентации процедуры раскрытия информации об отчетах об оценке государственного и муниципального имущества.

Первая публикация: 23.06.2015 19:53. Последнее обновление: 11.09.2015 11:30
Яндекс.Метрика