Итоги III Международной конференции «Практическое саморегулирование»

УЧАСТНИКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО САМОРЕГУЛИРОВАНИЮ ПРИНЯЛИ ЖЕСТКУЮ РЕЗОЛЮЦИЮ

Формированию консолидированной позиции профессионального и предпринимательского сообщества по стратегическим вопросам развития саморегулирования, а также выработке согласованной позиции по законодательному совершенствованию его механизмов была посвящена Третья Международная конференция «Практическое саморегулирование», организованная Торгово-промышленной палатой РФ и прошедшая 2 декабря 2015 года в Москве.

Более 300 участников профессиональных и предпринимательских сообществ, а также представители аппарата Правительства РФ, Центробанка, Минэкономразвития России, Министерства труда, Министерства строительства, Росреестра и Ростехнадзора в экспертной дискуссии на пяти тематических секциях конференции обсудили наиболее проблемные вопросы саморегулирования, проанализировали лучшие отраслевые практики по созданию условий для добросовестных участников рынка во всех сферах саморегулирования и выработали рекомендации, направленные на улучшение деятельности структурных элементов СРО и их национальных объединений. 

Благодаря организованной онлайн трансляции конференции ее удаленными участниками стали более 2000 пользователей Интернет в различных регионах России.

Тематические секции конференции, предшествовавшие итоговому пленарному заседанию, охватывали такие острые темы, как       «Концепция и Стратегия развития саморегулирования в России», «Необходимость создания сервисов и преимуществ для членов некоммерческих организаций»,            «Стандарты и правила профессиональной и предпринимательской деятельности в отраслях саморегулирования», «Роль третейских судов в системе саморегулирования», а также  «Информационная открытость саморегулируемых организаций».

Открывая пленарное заседание президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин назвал главную помеху развитию института саморегулирования, проявившуюся в начальном периоде его становления: «Не без проблем, но саморегулирование как институциональный элемент состоялось, однако серьезная опасность проявилась в желании каждой отрасли «регулировать себя» отдельно. Чтобы не допустить дисбаланса, сегодня необходимо определить базовые принципы для всех саморегулируемых отраслей. Мы можем опираться как на многолетний опыт в этом вопросе, имеющийся у наших зарубежных партнеров, так и на понимание нашей собственной специфики».

Актуальность дискуссий конференции была определена законотворческими процессами, которые в настоящее время происходят,  в том числе, в сфере саморегулирования. О них на пленарном заседании сообщил Министр Российской Федерации Михаил Абызов: «Наша конференция проходит в период, когда Правительством РФ разрабатываются две масштабные реформы. Первая - реформа деятельности контрольно-надзорных органов, которая найдет отражение в проекте федерального закона «О государственном и муниципальном контроле в Российской Федерации». Вторая реформа - реализация согласованной концепции по совершенствованию механизмов саморегулирования и, соответственно, принятие поправок в ФЗ №315 «О саморегулируемых организациях». Эти две реформы должны быть максимально синхронизированы». Министр подчеркнул, что несмотря на имеющиеся нарекания к институту саморегулирования, совершенно неприемлемо считать его неудачной альтернативой государственному контролю и надзору в различных сферах экономики: «Нынешний уровень контрольно-надзорной функции государства и без того чересчур масштабен, расточителен и рудиментарен. Он нуждается в радикальном улучшении. Вот почему сегодня важно выстроить эффективную сбалансированную систему, при которой было бы невозможно дублирование государством тех функций, которые выполняют СРО. При этом для самих СРО должны быть разработаны критерии эффективности, чтобы иметь возможность объективно определять качество их развития».

Директор департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России Алексей Херсонцев, поддержав позицию президента ТПП, также обозначил как основную для саморегулирования проблему «отраслевого расползания» от основ, заложенных в федеральном законе №315-ФЗ: «Наша задача – сформулировать такие поправки в этот нормативно-правовой акт, чтобы пресечь данную порочную практику и вернуть отраслевые СРО в лоно базового закона».  Представитель ключевого министерства, курирующего сферу саморегулирования, высказался также в пользу формирования единой и эффективной общегосударственной модели саморегулирования: «Эта модель должна создаваться на основе законодательного закрепления, в частности, в Законе №315-ФЗ и в отраслевых законах, систематизированных и актуализированных требований к СРО и их национальным объединениям. При этом именно в базовом законе должны содержаться и исчерпывающие требования, а также ограничительные рамки определения различных особенностей отраслевого регулирования». Большое внимание в выступлении Алексея Херсонцева было уделено теме неэффективности механизмов имущественной ответственности членов СРО, которая проявляется в практическом отсутствие выплат из комфондов и страховых выплат: «Там, где нет коллективной ответственности профессиональных рисков, нет и никакого саморегулирования»,- подчеркнул он в заключение выступления.

Подводя итоги пленарного заседания, сопредседатель Совета ТПП России по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности Константин Апрелев подчеркнул роль Торгово-промышленной палаты, которой за последние три года удалось стать главной экспертной площадкой страны, разрабатывающей и обсуждающей стратегические направления развития саморегулирования, анализирующей практические вопросы его становления и предлагающей конкретные решения в качестве результата конструктивного диалога профессиональных сообществ и государства.

Голосуя за итоговый документ конференции, ее участники подчеркнули необходимость реформы законодательства о саморегулировании и, одновременно, опасность любого нормотворчества, основанного на не согласованной с бизнес-сообществом стратегии.  В частности, в резолюции Третьей Международной конференции «Практическое саморегулирование» зафиксировано, что ряд поправок, предлагаемых Минэкономразвития России в закон № 315-ФЗ требует серьезной переработки, поскольку лишает саморегулирование профессиональной и экономической самостоятельности. По мнению участников, это неминуемо приведет к стагнации предпринимательской активности, уничтожит мотивацию к добросовестности и ответственности. В резолюции содержится утверждение, что «разработанный Министерством экономического развития законопроект о внесении изменений в базовый 315-ФЗ в ряде ключевых положений противоречит Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, одобренной 29 января 2015 года на заседании Правительства РФ».

Практическими итогами конференции стало решение о подготовке обращения на имя Президента РФ о недопустимости ситуации, складывающейся в сфере саморегулирования, которая создает угрозу для малого и среднего бизнеса.  В Правительство РФ решено направить предложение об утверждении одобренной 29 января 2015 года Концепции совершенствования механизмов саморегулирования с учетом предложений профсообщества. Кроме того, участники конференции намерены обратиться в Правительство РФ с предложением ввести мораторий на внесение поправок в федеральные законы, регулирующие сферы профессиональной и предпринимательской деятельности, до утверждения данной Концепции и приведения в соответствие с ней базового федерального закона о саморегулировании №315-ФЗ. Соответственно, Минэкономразвития России предложено доработать проект Закон №315-ФЗ в полном соответствии с Концепцией и с учетом предложений профессионального сообщества.

На конференции был подписан Договор о сотрудничестве между Советом ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности и Общественным советом по развитию саморегулирования. Состоялось подведение итогов ежегодного традиционного конкурса «Практическое саморегулирование» и церемония награждения победителей.

 

Первая публикация: 12.10.2015 17:19. Последнее обновление: 28.04.2016 18:04
Яндекс.Метрика